Состоялся I Международный съезд православной молодежи
18 ноября 2014 года в Москве на I Международном съезде православной молодежи, организованном Синодальным отделом по делам молодежи при поддержке Правительства Москвы, состоялась встреча делегатов со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В форуме участвовало около 10 тысяч юношей и девушек из России из-за рубежа, в том числе несколько сотен студентов ПСТГУ. Предстоятель Русской Церкви высказал свой взгляд на такие важные для молодых людей проблемы, как духовная жизнь и роль молодежи в Церкви, создание семьи и отношения между полами, общение в социальных сетях и проповедь христианства.
«Ты не знаешь, ещё можно достать пригласительные на встречу с Патриархом?» – спросила меня студентка филфака ПСТГУ за несколько дней до съезда. Если на духовные школы, такие как богословские университеты ПСТГУ и РПУ, организаторы дали по несколько сотен пригласительных билетов, и не всем их хватило, значит, молодежи интересны актуальные проблемы Церкви. Но главное, чем можно было привлечь такое количество молодых людей — это встреча с Патриархом. Авторитет Патриарха сработал: самый большой павильон на ВДНХ был заполнен полностью, мест, установленных в зале, хватило не всем, многие стояли за оградой, но все равно все пришедшие смогли увидеть и послушать Патриарха.
|
|
|
|
Патриарх начал встречу с того, что объяснил, для чего высшей церковной власти нужен Молодежный съезд. Цель состояла в том, чтобы получить обратную связь от молодого поколения. В Церкви принимается много документов, касающихся «работы с молодежью», но как узнать, нужно ли это самой молодежи или нет? Форум предназначен для того, чтобы предоставить молодым людям возможность сказать Патриарху о том, какой они хотели бы видеть Церковь.
Правда, еще не известно, понимает ли сама молодежь, что она хочет видеть в Церкви. Во всяком случае, такие мероприятия могут создать среду, в которой существующие запросы нового поколения смогут быть вербализованы.
Уже после выступления Патриарха всем желающим была предоставлена возможность задавать ему вопросы, для чего к микрофону выстроилась очередь. В ответах Патриарх снова коснулся вопроса о роли молодежи в Церкви. Из его слов можно было понять, что он с большим вниманием, но и осторожностью относится к ней. Чтобы в России не получилось, как на Западе, когда в 70-х годах молодому поколению предоставили «больше власти на церковных приходах» и там возникло целое молодежное церковное движение, но в результате этого «во многих приходах, католических и протестантских, молодежь пришла к власти и стала задавать повестку дня». Так как европейская молодежь «находилась под мощным воздействием либеральной философии», и «та повестка дня, которая предлагалась либеральными силами, была принесена в христианские приходы». И в этом, а не в кризисе веры, Патриарх видит причину пустеющих храмов и «невероятной либерализации доктрины, которая привела к тому, что благословляются однополые браки и так далее» в католической, а теперь все больше атеистической, или даже мусульманской Европе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У молодых христиан есть большой интерес к жизни Церкви и желание в ней участвовать, у Патриарха есть авторитет и кредит доверия, и на этот авторитет не повлияла кампания дискредитации Церкви и лично Патриарха, прошедшая в СМИ в последние годы, — обо всем этом свидетельствует тот факт, что все эти молодые люди пришли на встречу с Патриархом. В том же, что молодые люди внимательно слушали слова Патриарха, мог убедиться каждый, пришедший на форум.
Теме СМИ, в первую очередь Интернета, и антицерковной информационной кампании и были посвящены следующие слова Патриарха Кирилла: «Если средства массовой информации замалчивают то или иное явление, то его как бы и не существует, и нужно прикладывать неимоверные усилия, чтобы пробиться через толщу этого молчания», — рассуждает Патриарх и предупреждает об опасности доверия светским СМИ: «Информация является, в том числе, орудием политического и мировоззренческого воздействия на человека,.. вот почему, открывая планшет или садясь у компьютера, не нужно быть прекраснодушным человеком и считать, что мы сейчас узнаем правду». Чтобы знать правду нужно «уметь различать духов».
«И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф 4.20)
Второй вопрос, вытекающий из первого — это общение в соцсетях. Сегодня они приобрели настолько большое значение, что стали заменять личное общение: «Живого общения нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес». Естественно, с этим надо что-то делать, ведь если мы «виртуальным общением подменяем реальное общение», то «вычеркиваем из своей жизни невероятно важный аспект — личный опыт общения с живым человеком».
С виртуальностью надо бороться еще и потому, что в ней нельзя оценить качества энергии человека. По мнению Патриарха, «от человека исходит определенная энергия», и ни «чистую душу», ни «дьявольский огонь», исходящие от человека, не почувствуешь в Интернете. Биополя в эзотерическом смысле тут не при чем, а с точки зрения богословия Патриарх совершенно прав: любое существо имеет сущность, совершающие действия, по-гречески называемые «энергии», через которые познается сущность. Патриарх никого не призывает оставить социальные сети или планшеты, а только советует не погружаться в них так, чтобы они «закрывали вам другие возможности видеть мир».
Патриарх Кирилл в качестве средства возвращения интереса к общению, предлагает общинную богослужебную и внебогослужебную жизнь: «Чтобы уравновесить влияние виртуального мира, нужно, чтобы наши приходы были реальными общинами». «Нам нужны внебогослужебные собрания с молодежью», — убежден Предстоятель. Нельзя не согласиться с Патриархом: если приход ведет молодежную деятельность – будь то воскресная школа, библейский кружок, школа танцев или боевых единоборств, то неизбежно туда приходит молодежь.
По мысли Патриарха, храм, богослужение — это не только «молитва людей к Богу, но и духовная коммуникация друг с другом». В качестве иллюстрации этого он поделился личным примером из детства, когда он слышал пение Символа веры всем храмом. Сегодня тоже поют Символ веры в каждом храме за каждой литургией, но, наверное, тогда в период гонений на христиан, такое общественное исповедание веры должно было производить на маленького мальчика неизгладимое впечатление.
Еще один закон мира — принцип удовольствия — «relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие», по убеждению Первосвятителя, «входит в невероятное противоречие с христианским посланием: “Кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин” (Мф. 10:38)». «Как же “не напрягайся”?» – спрашивают мир люди. «Забудь о христианстве!» – отвечает им мир. То, что без подвига, без крестоношения, не может быть совершенства — это всем известная истина, зал подтвердил аплодисментами, первыми за выступление Святейшего, и прозвучавшими после слов: «Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy — путь к совершенству. Это — путь к деградации, и не просто личности — человеческой цивилизации».
|
|
|
|
Отсутствие нравственности не совместимо со счастьем
Чтобы заинтересовать молодежь, достаточно коснуться одной из самых волнующих ее тем — межличностных отношений, и Патриарх Кирилл также не обошел ее стороной. Говоря о ней, он традиционно выступил с позиции Церкви относительно христианского и так называемого «гражданского брака», под которым обычно то, что называется Церковью сожительством.
Тут трудно сказать что-то новое, задача, скорее, состоит в том, чтобы найти слова, которые были бы убедительны для молодых христиан, которые бы, не заставили, а хотя бы помогли им изменить взгляд на свой образ жизни. Ведь можно предположить, что среди тысяч молодых людей, собравшихся в зале, были и те, которые живут, скажем так, в конкубинате. И Патриарху Кириллу удалось найти такие слова. Во всяком случае, во время этой части его речи, лица молодых людей и девушек были особенно серьезными.
Лучшими из этих слов, наверно, является чеканная формула «отсутствие нравственности не совместимо со счастьем». Патриарх развивал этот тезис. Не совместимо, потому что «Бог так захотел», и потому что «Он сотворил свободного и разумного человека», а свобода предполагает нравственный выбор. Но, если счастье и безнравственность несовместимы, то почему же люди вступают в эти отношения до брака? Они отвечают, что «лучше жить с одной или с одним, чем болтаться», или «надо же все-таки как-то изучить человека». Это, как ярко выразился Патриарх, приводит к тому, что «если соединить статистику распада гражданских отношений со статистикой распадов браков», то окажется, что «всё общество в состоянии развода». Даже если эти аргументы от логики устроения земной жизни не смогут убедить молодых людей («Отдаю себе отчет в том, насколько многим из вас трудно, может быть, это воспринимать сейчас»), то рано или поздно они убедятся в истинности заповедей Божиих перед лицом вечности: «Мы всё поймем, когда перед нами откроются врата вечности».
В конце встречи, уже отвечая на вопросы, Патриарх Кирилл еще раз сформулировал свой взгляд на то, как молодые люди
должны знакомиться. Узнавать друг друга надо «не только через атмосферу удовольствия, не в баре или на дискотеке — это не то узнавание», пространство для знакомства должна создавать молодежная работа, нужно «почувствовать другого человека через трудности». А ,если взаимное узнавание будет «сопровождаться еще и любовью, тогда, конечно, будет прочный брак», — сказал Патриарх.
Человек в Церкви сегодня: культура богослужения — это не его культура
Нравственный выбор молодежи — это условие ее вхождения в Церковь, что открывает для молодежи возможности духовной жизни: «Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. Христианство дает огромную энергию,.. открывает грандиозную перспективу». Помочь сделать этот выбор должна потребность каждого человека благодарить Бога, что и происходит на богослужении: «Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога». Но появление новых людей в Церкви важно и для самой Церкви, так как это условие ее развития: «У нас нет практически другого источника, другого потенциала, кроме потенциала нашей молодежи».
По мнению Патриарха, для молодежи «неограниченный объем реальной работы в Церкви» — это «миссионерская работа на приходах», или, что тоже, «приходское консультирование»: «Входит человек, который ничего не понимает, оборачивается по сторонам; к нему подходит этот приходской миссионер, который спрашивает: вы к нам пришли, а почему, что у вас случилось?» Но, это только одно из возможных направлений деятельности для небольшого процента молодых людей. Что делать остальным?
Проблема в том, чтобы представить, что в идеальной ситуации, могли бы делать молодые люди в Церкви, как они хотели бы себя применить? Как же заинтересовать молодых христиан жизнью в Церкви? История Церкви дает ответ на этот вопрос: надо, чтобы вся жизнь человека была согласована с Евангелием, а литургия стала высшей точкой христианской жизни. Но в Русской Церкви в реальности существует препятствие к участию в молитве, как сказал Патриарх Кирилл, «культура богослужения — это не его культура», эти слова можно понять так, что богослужение сегодня идет на непонятном для нового поколения языке.
Патриарх не упомянул об этой, и многих других проблемах молодежи, приходящей в Церковь: о том, что сегодня многие люди, родившись в церковных семьях, уходят из Церкви, когда становятся совершеннолетними; о поколенческом конфликте между молодыми и старыми прихожанами; об отсутствии инициативы у молодых прихожан; о недостатке опытного духовенства, способного помогать в духовной жизни молодым людям; об отсутствии подготовки или катехизации перед крещением, и так далее.
Из-за недостатка времени, Патриарх не успел сказать обо всем, что хотел, надо выбирать самые главные
и интересные темы. Как бы там ни было, пока молодые люди приходят в Церковь, это означает, что к
Церкви сохраняется доверие, что она не является «объектом насмешек для интеллектуалов», и «прибежищем
для людей с низким уровнем образования», сторонним наблюдателем, а не участником социальных и политических процессов.
|
|
|
|
I Международный съезд православной молодежи показал со всей очевидностью, что в России реально
существует православная молодежь, а, значит, у Русской Церкви есть будущее.
Текст и фото Александра Филиппова