встреча патриарха

Состоялся I Международный съезд православной молодежи

Увеличить изображение

18 ноября 2014 года в Москве на I Международном съезде православной молодежи, организованном Синодальным отделом по делам молодежи при поддержке Правительства Москвы, состоялась встреча делегатов со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В форуме участвовало около 10 тысяч юношей и девушек из России из-за рубежа, в том числе несколько сотен студентов ПСТГУ. Предстоятель Русской Церкви высказал свой взгляд на такие важные для молодых людей проблемы, как духовная жизнь и роль молодежи в Церкви, создание семьи и отношения между полами, общение в социальных сетях и проповедь христианства.

«Ты не знаешь, ещё можно достать пригласительные на встречу с Патриархом?» – спросила меня студентка филфака ПСТГУ за несколько дней до съезда. Если на духовные школы, такие как богословские университеты ПСТГУ и РПУ, организаторы дали по несколько сотен пригласительных билетов, и не всем их хватило, значит, молодежи интересны актуальные проблемы Церкви. Но главное, чем можно было привлечь такое количество молодых людей — это встреча с Патриархом. Авторитет Патриарха сработал: самый большой павильон на ВДНХ был заполнен полностью, мест, установленных в зале, хватило не всем, многие стояли за оградой, но все равно все пришедшие смогли увидеть и послушать Патриарха.

Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Три проблемы современности: влияние информации, стремление к удовольствиям и комфорту

 

Увеличить изображение

Патриарх начал встречу с того, что объяснил, для чего высшей церковной власти нужен Молодежный съезд. Цель состояла в том, чтобы получить обратную связь от молодого поколения. В Церкви принимается много документов, касающихся «работы с молодежью», но как узнать, нужно ли это самой молодежи или нет? Форум предназначен для того, чтобы предоставить молодым людям возможность сказать Патриарху о том, какой они хотели бы видеть Церковь.

Правда, еще не известно, понимает ли сама молодежь, что она хочет видеть в Церкви. Во всяком случае, такие мероприятия могут создать среду, в которой существующие запросы нового поколения смогут быть вербализованы.

Уже после выступления Патриарха всем желающим была предоставлена возможность задавать ему вопросы, для чего к микрофону выстроилась очередь. В ответах Патриарх снова коснулся вопроса о роли молодежи в Церкви. Из его слов можно было понять, что он с большим вниманием, но и осторожностью относится к ней. Чтобы в России не получилось, как на Западе, когда в 70-х годах молодому поколению предоставили «больше власти на церковных приходах» и там возникло целое молодежное церковное движение, но в результате этого «во многих приходах, католических и протестантских, молодежь пришла к власти и стала задавать повестку дня». Так как европейская молодежь «находилась под мощным воздействием либеральной философии», и «та повестка дня, которая предлагалась либеральными силами, была принесена в христианские приходы». И в этом, а не в кризисе веры, Патриарх видит причину пустеющих храмов и «невероятной либерализации доктрины, которая привела к тому, что благословляются однополые браки и так далее» в католической, а теперь все больше атеистической, или даже мусульманской Европе.

Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение

У молодых христиан есть большой интерес к жизни Церкви и желание в ней участвовать, у Патриарха есть авторитет и кредит доверия, и на этот авторитет не повлияла кампания дискредитации Церкви и лично Патриарха, прошедшая в СМИ в последние годы, — обо всем этом свидетельствует тот факт, что все эти молодые люди пришли на встречу с Патриархом. В том же, что молодые люди внимательно слушали слова Патриарха, мог убедиться каждый, пришедший на форум.

Теме СМИ, в первую очередь Интернета, и антицерковной информационной кампании и были посвящены следующие слова Патриарха Кирилла: «Если средства массовой информации замалчивают то или иное явление, то его как бы и не существует, и нужно прикладывать неимоверные усилия, чтобы пробиться через толщу этого молчания», — рассуждает Патриарх и предупреждает об опасности доверия светским СМИ: «Информация является, в том числе, орудием политического и мировоззренческого воздействия на человека,.. вот почему, открывая планшет или садясь у компьютера, не нужно быть прекраснодушным человеком и считать, что мы сейчас узнаем правду». Чтобы знать правду нужно «уметь различать духов».

«И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф 4.20)

Второй вопрос, вытекающий из первого — это общение в соцсетях. Сегодня они приобрели настолько большое значение, что стали заменять личное общение: «Живого общения нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес». Естественно, с этим надо что-то делать, ведь если мы «виртуальным общением подменяем реальное общение», то «вычеркиваем из своей жизни невероятно важный аспект — личный опыт общения с живым человеком».

С виртуальностью надо бороться еще и потому, что в ней нельзя оценить качества энергии человека. По мнению Патриарха, «от человека исходит определенная энергия», и ни «чистую душу», ни «дьявольский огонь», исходящие от человека, не почувствуешь в Интернете. Биополя в эзотерическом смысле тут не при чем, а с точки зрения богословия Патриарх совершенно прав: любое существо имеет сущность, совершающие действия, по-гречески называемые «энергии», через которые познается сущность. Патриарх никого не призывает оставить социальные сети или планшеты, а только советует не погружаться в них так, чтобы они «закрывали вам другие возможности видеть мир».

Патриарх Кирилл в качестве средства возвращения интереса к общению, предлагает общинную богослужебную и внебогослужебную жизнь: «Чтобы уравновесить влияние виртуального мира, нужно, чтобы наши приходы были реальными общинами». «Нам нужны внебогослужебные собрания с молодежью», — убежден Предстоятель. Нельзя не согласиться с Патриархом: если приход ведет молодежную деятельность – будь то воскресная школа, библейский кружок, школа танцев или боевых единоборств, то неизбежно туда приходит молодежь.

По мысли Патриарха, храм, богослужение — это не только «молитва людей к Богу, но и духовная коммуникация друг с другом». В качестве иллюстрации этого он поделился личным примером из детства, когда он слышал пение Символа веры всем храмом. Сегодня тоже поют Символ веры в каждом храме за каждой литургией, но, наверное, тогда в период гонений на христиан, такое общественное исповедание веры должно было производить на маленького мальчика неизгладимое впечатление.

Еще один закон мира — принцип удовольствия — «relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие», по убеждению Первосвятителя, «входит в невероятное противоречие с христианским посланием: “Кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин” (Мф. 10:38)». «Как же “не напрягайся”?» – спрашивают мир люди. «Забудь о христианстве!» – отвечает им мир. То, что без подвига, без крестоношения, не может быть совершенства — это всем известная истина, зал подтвердил аплодисментами, первыми за выступление Святейшего, и прозвучавшими после слов: «Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy — путь к совершенству. Это — путь к деградации, и не просто личности — человеческой цивилизации».

Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение

Отсутствие нравственности не совместимо со счастьем

Чтобы заинтересовать молодежь, достаточно коснуться одной из самых волнующих ее тем — межличностных отношений, и Патриарх Кирилл также не обошел ее стороной. Говоря о ней, он традиционно выступил с позиции Церкви относительно христианского и так называемого «гражданского брака», под которым обычно то, что называется Церковью сожительством.

Тут трудно сказать что-то новое, задача, скорее, состоит в том, чтобы найти слова, которые были бы убедительны для молодых христиан, которые бы, не заставили, а хотя бы помогли им изменить взгляд на свой образ жизни. Ведь можно предположить, что среди тысяч молодых людей, собравшихся в зале, были и те, которые живут, скажем так, в конкубинате. И Патриарху Кириллу удалось найти такие слова. Во всяком случае, во время этой части его речи, лица молодых людей и девушек были особенно серьезными.

Увеличить изображение

Лучшими из этих слов, наверно, является чеканная формула «отсутствие нравственности не совместимо со счастьем». Патриарх развивал этот тезис. Не совместимо, потому что «Бог так захотел», и потому что «Он сотворил свободного и разумного человека», а свобода предполагает нравственный выбор. Но, если счастье и безнравственность несовместимы, то почему же люди вступают в эти отношения до брака? Они отвечают, что «лучше жить с одной или с одним, чем болтаться», или «надо же все-таки как-то изучить человека». Это, как ярко выразился Патриарх, приводит к тому, что «если соединить статистику распада гражданских отношений со статистикой распадов браков», то окажется, что «всё общество в состоянии развода». Даже если эти аргументы от логики устроения земной жизни не смогут убедить молодых людей («Отдаю себе отчет в том, насколько многим из вас трудно, может быть, это воспринимать сейчас»), то рано или поздно они убедятся в истинности заповедей Божиих перед лицом вечности: «Мы всё поймем, когда перед нами откроются врата вечности».

В конце встречи, уже отвечая на вопросы, Патриарх Кирилл еще раз сформулировал свой взгляд на то, как молодые люди

Увеличить изображение

должны знакомиться. Узнавать друг друга надо «не только через атмосферу удовольствия, не в баре или на дискотеке — это не то узнавание», пространство для знакомства должна создавать молодежная работа, нужно «почувствовать другого человека через трудности». А ,если взаимное узнавание будет «сопровождаться еще и любовью, тогда, конечно, будет прочный брак», — сказал Патриарх.

Человек в Церкви сегодня: культура богослужения — это не его культура

Нравственный выбор молодежи — это условие ее вхождения в Церковь, что открывает для молодежи возможности духовной жизни: «Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. Христианство дает огромную энергию,.. открывает грандиозную перспективу». Помочь сделать этот выбор должна потребность каждого человека благодарить Бога, что и происходит на богослужении: «Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога». Но появление новых людей в Церкви важно и для самой Церкви, так как это условие ее развития: «У нас нет практически другого источника, другого потенциала, кроме потенциала нашей молодежи».

По мнению Патриарха, для молодежи «неограниченный объем реальной работы в Церкви» — это «миссионерская работа на приходах», или, что тоже, «приходское консультирование»: «Входит человек, который ничего не понимает, оборачивается по сторонам; к нему подходит этот приходской миссионер, который спрашивает: вы к нам пришли, а почему, что у вас случилось?» Но, это только одно из возможных направлений деятельности для небольшого процента молодых людей. Что делать остальным?

Проблема в том, чтобы представить, что в идеальной ситуации, могли бы делать молодые люди в Церкви, как они хотели бы себя применить? Как же заинтересовать молодых христиан жизнью в Церкви? История Церкви дает ответ на этот вопрос: надо, чтобы вся жизнь человека была согласована с Евангелием, а литургия стала высшей точкой христианской жизни. Но в Русской Церкви в реальности существует препятствие к участию в молитве, как сказал Патриарх Кирилл, «культура богослужения — это не его культура», эти слова можно понять так, что богослужение сегодня идет на непонятном для нового поколения языке.

Патриарх не упомянул об этой, и многих других проблемах молодежи, приходящей в Церковь: о том, что сегодня многие люди, родившись в церковных семьях, уходят из Церкви, когда становятся совершеннолетними; о поколенческом конфликте между молодыми и старыми прихожанами; об отсутствии инициативы у молодых прихожан; о недостатке опытного духовенства, способного помогать в духовной жизни молодым людям; об отсутствии подготовки или катехизации перед крещением, и так далее.

Из-за недостатка времени, Патриарх не успел сказать обо всем, что хотел, надо выбирать самые главные
и интересные темы. Как бы там ни было, пока молодые люди приходят в Церковь, это означает, что к
Церкви сохраняется доверие, что она не является «объектом насмешек для интеллектуалов», и «прибежищем
для людей с низким уровнем образования», сторонним наблюдателем, а не участником социальных и политических процессов.

Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение
Увеличить изображение

I Международный съезд православной молодежи показал со всей очевидностью, что в России реально
существует православная молодежь, а, значит, у Русской Церкви есть будущее.

Текст и фото Александра Филиппова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.